История штемпельного бизнеса в Уфе глазами очевидца.

После окончания УАИ мечтал всю жизнь проработать на заводе. До развала СССР работал на УЗКА конструктором и наладчиком оборудования. В начале девяностых большие предприятия  разворовывались и закрывались, по этому пришлось работать в частном кооперативе «МДМ». Сегодня это большое предприятие, около 200 человек. Тогда было 5 или 6, из оборудования — один станок шелкографии, который нужно было автоматизировать. Тогда познакомился с полиграфией. 
    Процесс получения фотонегативов в начале 90-х был крайне трудоёмок, но интересен. Попробую описать .
В «МДМ» был штатный фотомастер, который компоновал ч/б рисунки, фотографировал их, масштабировал и получал большие негативы. Компьютеры были редкими, примитивными и дорогими. Позволить ПК могли только успешные крупные предприятия. На этих ПК работали самоучки, которые владели издательскими программами. Самые продвинутые использовали MACintosh  в качестве ПК и Illustrator для макетирования. Это была элита дизайнеров. Те, кто попроще использовали Windows  и программу CorelDraw. Для того, что бы сделать макет нужно было договориться с ребятами — программистами. Они в свободное от работы время могли посидеть с тобой 20-30 минут, сделать макет и записать на съёмный HDD. У меня был «огромный» по тем временам HDD — 200 Mb. Потом нужно было изображение вывести на плёнку. В Уфе было несколько фотовыводным машин. Это ящик в один кубометр, который засвечивал плёнку (как в фотоаппарате, но размером до А3). Плёнка обрабатывалась химией (проявка, промывка, закрепление), сушилась и выдавалась на руки. Потом с этой плёнки можно было делать формы для трафаретной  или офсетной печати. Люди, которые могли макетировать на ПК, ценились и оплачивались высоко. 
В середине 90-ых компьютеры стали чуть доступнее и на смену матричным принтерам пришли лазерные. Помню радость, кода наше предприятие (ТОО «Тарк») приобрело ПК, на нём стояла новейшая операционка Windows 3.1 и установили самый новый CorelDraw-5 (сегодня 23-ая версия). Учебников и курсов по макетированию не было — всё делалось методом проб и ошибок. Расходных материалов для полиграфии купить было сложно. За краской ездили в Торжок, остальное закупали в Москве. На своём транспорте везли в Уфу. Государство не разрешало всем заниматься полиграфией — нужно было получать лицензию. Однажды, в очереди по разным инстанциям для получения лицензии, разговорился с человеком, который получал разрешение на изготовление печатей. Процесс, который он описал был мне знаком по технологии трафаретной печати. Попытки получить печать из химии, предназначенной для шелкографии не увенчались успехом. На много лет идея была отложена. 
      То время отличалось приходом к власти демократов-либералов. Экономику лихорадило. Ставка центрального банка доходила до 200%. Сейчас менее 10, но и то мы считаем кредиты по 15% грабительскими. Ставка — как отражение экономики. Инфляция была по 10% в месяц. Любые денежные активы сразу теряли платежеспособность. Аккумулировать средства на развитие производства невозможно. Зарплату не платили по несколько месяцев. Предприятия открывались и тут же разорялись. Занятие любой деятельностью давало только возможность покрывать расходы по ЖКХ и на еду. В экономике не было денег. Что бы ты не произвёл — у людей не было денег покупать. Прилично жили только те, кто был близок к нефтянке. 
        Это продолжалось до начала 2000-ых. Именно тогда часть месторождений была отнята у иностранцев и часть денег стала оставаться в стране. В 2003 году мой друг и коллега по «МДМ» Григорий Коротков (тогда директор ООО «Маэстро») предложил изготавливать печати. С СorelDraw я был знаком, ультрафиолетом экспонировать умел, теорию знал. Из медицинской бактерицидной лампы сделал экспонирующее устройство. Занял $300 и купил системник. Монитор и принтер предоставил Коротков Григорий (сегодня директор ООО «БашПолиграфИздат»). Без него мой проект никогда бы не состоялся. Осталось купить полимер и оснастку. Объездил уфимских штемпелеизготовителей и никто делиться не захотел. Исключением стала Лилиана (она до сих пор сидит в салоне «Ильгам» на пр. Октября). За что ей отдельное «Спасибо!». Но делиться технологией никто не хотел и я начал экспериментировать самостоятельно. За неделю нормального клише получить не удалось. Лишь через общих знакомых удалось уговорить штемпелеизготовителей с ул. Свободы показать алгоритм экспонирования. Клише из полимера стали получаться. Благодарен Альмире за науку! Первые заказы были очень скудными. 4 печати, сделанные за неделю, казались верхом везения. Первой рекламой был плакат формата А3 нарисованный от руки «Печати и штампы». Спасало то, что рядом (на ул. Ленина, 24) был магазин по продаже бланков. Туда постоянно приходили бухгалтера и руководители, которым нужны были и печати и штампы. Позже предприятия начали регистрировать в ГНИ на ул. Коммунистической, а на угол Окт. Революции и Цюрупы все вновь открывающиеся приходили за кодами статистики. Заказы увеличились. По Уфе работало меньше 10 штемпелеизготовителей. По близости работали в ООО «Офорт» (прямо в здании Статистики), на углу Ленина-Достоевского ИП Лебедкин, на Революционной 16 — ООО «Сервис», улицу Менделеева «делили» Миг-полиграф, Полидик и Пальма. 7 предприятий на южную часть Уфы. В конце проспекта работала Лилиана Суфиярова и фирма «Выбор», в доме-книжке сидела АКМИ, на 8-этажке и Спектр-Полиграф на ул. Свободы. Оснастка попадала разными путями. Ручную оснастку продавал Полидик, автоматическую (в основном Colop) Александр К. Но можно было заказать расходники у Полиграфыча и в Москве, но доставка стоила дорого.  Я начал сотрудничать с московской «Графикой-М». В 2009 году они предложили стать их представителем  в Башкирии. Я слетал в Москву, разговаривал с руководителем Смирновым, смотрел на их производство. Меня это очень впечатлило и договор был подписан.  В Уфе штемпельное производство множилось. Все, кто был знаком с CorelDraw, занимались срочным фото и малотиражкой, рано или поздно находили информацию о штемпельном бизнесе. Для расширения нужны  были УФ-лампа и банка полимера. Всё было доступно. К 2010 году было порядка 50 штемпельных производств. Сегодня можно найти рекламу 120.

П.Юрий. 2023.

P.S. Если у Вас есть, что добавить — пишите в личку, дополню.

0
    Ваш заказ
    Ваш заказ пустВернуться в каталог