Изготовление печати и штампа из фотополимера

Сложности и особенности процесса засветки полимера при изготовление печатей и штампов.

При изготовлении печатей и штампов используются фотополимерные материалы, которые чувствительны к расстоянию до источника УФ -излучения и времени воздействия ультрафиолетового излучения. Неправильное экспонирование может привести к плохому закреплению полимера на субстрате, моментальному «съезжанию» клише и неравномерному окрашиванию чернильного оттиска.

Недостаточная полимеризация смолы на поверхности клише может оставить «сопливый» слой, который препятствует равномерному распределению краски и делает оттиск бледным или с проплешинами. Быстро засвеченный полимер также редко бывает эластичным, со временем разрушается и крошится.

Чем ближе источник ультрафиолета к полимеру, тем точнее нужно «ловить» время. Передержка или недосвечивание в 2 секунды сразу видна. Лучше отдалить источник, увеличить время экспонирования — тогда погрешность во времени засветки (плюс/минус) 10 секунд сильно не скажется. Помните, что интенсивность излучения изменяется пропорционально квадрату расстояния. Другими словами — уменьшили расстояние от полимера ло лампы вдвое — экспонировать нужно в 4 раза меньше. Изменили расстояние в три раза — время экспонирования измениться в 9 раз.

Универсальная методика Пинcoнa Ю.O. подбора времени для любого жидкого полимера.

Как правильно экспонировать фотополимер

-имеется источник света в X Вт. 
-подготовлен “бутерброд”, состоящий из нижнего стекла, негатива, бордюрной ленты, жидкого полимера, субстрата, верхнего стекла. Расстояние между стеклами в пределах 2...2,5 мм 

Делаем упор, который отвечает за постоянное расстояние между верхним стеклом и лампой-источником ультрафиолетового света. Какое расстояние должно быть? Выбирайте расстояние пропорционально мощности источника. Примерно 1 Вт=3 мм. т. е. для лампы в 40 Вт, оптимальное расстояние будет 12 см. Х(Вт):3=Н (высота упора в сантиметрах) 
Для получения печати или штампа нужно засвечивать с двух сторон. Сначала экспонируем со стороны второго стекла (негатив внизу, субстрат вверху). Потом переворачиваем и экспонируем со стороны первого стекла. Второе время экспонирование вдвое больше первого. Например, сначала засвечивали 55 секунд, переворачиваем м и светим 1 минуту и 50 сек. 
Разнимаем стекла движением скручивания. Т.е. не так, как открываем книгу, а как будто крутим стрелку на больших часах.. Потом медленно убираем негатив, т.к. резкое движение отрывает полимер от субстрата. Промываем клише в горячей воде. Не кипяток, но если рука терпит (менее 70 С°)-идеальная температура.
Если разняв стекла обнаруживаем, что полимер не «схватился» - остался жидким, то время экспонирования (первое и второе) недостаточно-увеличивайте время экспонирования. Противоположный вариант: между стекол обнаруживаем монолит ровной толщины. На нем нет рельефа букв и рисунка. Время экспонирования- велико - сокращайте. Если поймать время сложно (был случай, когда 6 сек-мало, а 8 сек-много) — измените высоту упора. Но при этом имейте в виду: интенсивность изменяется пропорционально квадрату расстояния. Если расстояние увеличится в 2 раза, мощность источника света уменьшиться в 4 раза. При большом расстоянии от источника УФ до "бутерброда" подобрать время экспонирования проще.
Если время оптимально, то высота букв будет примерно равна половине высоты клише, т. е. 1...1,5 мм. Если буквы выше, то первое время нужно увеличить на несколько секунд и повторять опыты, пока не приблизимся к высоте ~1мм. Если высота букв меньше 1 мм, то пробельные элементы (межбуквенное расстояние, средний слой) будутотмарывать оттиск.. В этом случае первое время нужно уменьшить. Добившись хорошего вида клише запишите время экспонирования. Первое и второе. Важно подобрать точно первое время, когда экспонируем со стороны субстрата, второе время (светим через негатив)- не критично. Оно может быть в два, три или даже в 4 раза больше первого - на клише сильно не повлияет.
Для придания прочности клише, после промывки, положите клише в плоскую посуду и положите под УФ- лампу (можно на меньшее расстояние-чем при экспонировании) на 5-10 минут. 
Часто спрашивают: какой полимер лучший? Сколько пользователей - столько и мнений. За каждым составом стоят много-летние исследования химиков. В основном, все полимерные смолы совершенны. Надо только к ним приспособиться. По десятилетнему опыту использования полимеров и общения с другими «полимерщиками» получается: всегда лучший полимер тот, с которого ты начинаешь работать. Первые опыты вырабатывают некий алгоритм. В процессе обрастаешь какими то тонкостями типа мыть в горячей воде, мягкой щеткой, дешевым жидким мылом и т. п. Потом берешь более раскрученный (расхваленный, дорогой) полимер и убеждаешься, что предыдущий - лучше. Вывод: начинайте с самого доступного полимера и он будет лучшим.
Что влияет на свойства полимера? Есть виды, которые нужно потребить в течении года, после открытия тары. От них лучше отказаться. Большинство могут ждать годами, только на солнце их не держите. Учтите, что в зимнее время температура воздуха снижается. А хранить стараемся полимер на полу — что бы подтеки далеко не разбегались. В итоге, из привычных +22°С он становится +16°С. И в этом случае время его экспонирования следует увеличить. Летом — уменьшать. 

0
    Ваш заказ
    Ваш заказ пустВернуться в каталог