Методы изготовления клише печати. Краткий обзор технологии клише, применяемых в печатях и штампах.
Часть печати, которая захватывает краску и переносит на место оттиска называется клише. Многие представляют клише в виде кругляшка из упругого материала с выступающими символами. Так оно и есть. Школьники в СССР лезвием для бритья вырезали на стирательной резинке буквы, намазывали плоскость чернилами и ставили оттиски со своими инициалами. Дядьки посерьезней вооружившись скальпелем и большой линзой вырезали из резинового каблука клише штампов и печатей. Процесс трудоёмкий, буквы кривоваты и для серийного применения не подходит.
Получение клише путём вулканизации резины
Для промышленного изготовления печатей применили технологию вулканизации резины. В СССР почти все печати делались так: в термостойком материале (специальный картон, металлы) ударным клеймом наносился текст, штихелем с ювелирной точностью вырезался герб. В такую форму помещали специальную (сырую) резиновую смесь и нагревая до температуры 150° C и получали клише из резины. Научно это называется вулканизацией и подробно описано на образовательном
Видео процесса вулканизации резинового клише
Технический прогресс принёс новую технологию изготовления клише для печатей и штампов, позволяющую изготавливать очень быстро. Так появилась:
Полимерная технология изготовления клише
Которую позаимствовали у книгопечатников. Полиграфисты использовали формы из полимера для офсетной печати. Процесс выглядит таким образом: распечатывают оттиск печати на прозрачной плёнке, кладут плёнку на гель и светят ультрафиолетовым светом. В тех местах, куда попадает свет гель (правильное название фотополимер) твердеет, а участки плёнки с запечатанными фрагментами не пропускают свет и фото-чувствительный полимер остаётся жидкий. Жидкий фотополимер смывается горячей водой с мылом. После промывки остаётся наклеить полимерное клише на ручку и штамп (или печать) готов. Для производства гелевых печатей нужно минимум оборудования: компьютер, принтер и источник ультрафиолета (например, бактериальная лампа). Простота вхождения в такой бизнес привела к тому, что большинство производителей предлагают печати из полимера. Такая печать может прослужить до 10 лет и проставить сто тысяч оттисков при правильной эксплуатации. Есть и минусы полимерных клише:
- Плохая химическая стойкость. Если на клише капнуть спиртом, то материал за несколько часов разложится в пыль. Сложные органические цепочки разрываются от водки, эфира и даже от клея (скотча), которым клише приклеивается к ручке.
- Невысокая механическая стойкость. Каждое нажатие незначительно сжимает клише. Микроскопические изменения не видны сразу, но деформация накапливается и по краям клише становится тоньше и не пропечатывается.
- При не соблюдении технологии изготовления, полимерные печати вытягиваются из круга в эллипс, многие изготовители печатей экономят на субстрате, который должен быть арматурой для полимера и защитным барьером от летучих веществ в составе скотча. На скотче держится 99% клише печатей и штампов.
Видео процесса изготовления печати из полимера
А вот клише из резины, гравированные лазером, не имеет недостатков, которые свойственны полимерным клише.
Как лазер гравирует резину?
Московское предприятие ООО «Графика-М» под руководством Смирнова Евгения Юрьевича в 1993 году внедрило новый вид серийного производства печатей и штампов с использованием лазерной гравировки резины. Метод основан на свойстве материала испаряться под воздействием высокой температуры. Тонкий лазерный луч создаёт небольшое пятно, где сконцентрирована энергия лазера. Резина в этой точке так нагревается, то переходит в газ. Таким образом, из множества углублений формируется рельеф в калиброванном по толщине (как правило, 2,3мм) листе резины. Однако, резина для изготовления штампов не совсем подошла: во время гравировки и после окончания термовоздействия клише имеет устойчивый неприятный запах. П.э. химики создали синтетический каучук, который по свойствам был как резина: упругий, устойчивый к любым краскам, долговечный и почти без запаха.
Первые лазерные гравёры произведенные американской компанией
Видео процесса лазерной гравировки печати
Красконаполненные печати
Это самая новая технология. Понять принцип действия можно представляя нанесение краски через трафарет посредством поролоновой губки, пропитанной краской. Идея возникла у американских штемпелеизготовителей, но развить её смогли японские специалисты. Клише и подушку заменяет специальная пористая резина. У неё запаивается часть поверхности и в местах запайки материал не пропускает краску. Таким образом, в губке, пропитанной чернилами, есть открытые поры и зарытые. При нажатии такой губки остаётся оттиск, совпадающий с незапаянными областями, сквозь которые проходят чернила.
Видео процесса изготовления flash-печатей
Преимущества флэш-печатей
- Компактность. Отсутствия механизма прижимающего клише к штемпельной подушке, обуславливает малые габариты.
- Ресурс. Если обычная печать с автоматической оснасткой может сделать до трёх тысяч оттисков без дозаправки, то красконаполненная печать может сделать до 20 тысяч оттисков, а после дозаправки еще столько же.
- Надёжность. По функциональности флэш-печать сходна с автоматической оснасткой, но в ней нет подвижных элементов и ломаться нечему. Применяется масляная краска (а в обычной печати — водная), которая хорошо противостоит воздействию воды и выгоранию на солнце.
Недостатки красконаполненных печатей - штампов
Они дороже обычных из за высокой стоимости расходных материалов. Применять можно только специально разработанную краску на масляной основе. Применяется только 4 цвета. Попытка заправить неподходящей краской сразу выводит печать или штамп из строя. Масляная краска очень проникающая и часто оттиск виден на обратной стороне листа. Поверхность печати чувствительна к температуре, не большой перегрев от соседства с горячей чашкой кофе закроют поры и перестанет работать.
Технология изготовления рельефных печатей
С неё надо было бы начать, как более древней — поскольку сургучные печати применялись ещё до нашей эры. Но сегодня метод наименее востребован. В основном, рельефные печати используются в декоративных целях: сургучные оттиски применяют оформители, а еще рельефные оттиски имеют свойство защиты от подделки. Копирование любой печати начинается со сканирования документа, на котором стоит печать. Но что «увидит» сканер, если печать выдавлена в бумаге и контрастного рисунка нет? Такие печати чаще используются за рубежом, в России только в имиджевых целях. Для изготовления таких печатей делают два клише: матрицу и патрицу. Когда бумагу с помощью специального устройства обжимают между матрицей и патрицей, то образуется устойчивая деформация. В полиграфии этот процесс называется «конгревное тиснение». Иногда, оттиск выделяют цветным лейблом: сначала клеится золотистый лейбл, потом обжимается рельефной печатью и получается необычный рельефный оттиск.